Новости  |   События  |   Статьи  |   Книга  |   Ссылки  |   О сайте  |   English

А. Левашкин

АЛЕКСАНДР III И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ

«   Пред. страница стр. 61 из 72 След. страница   »


Кто пробовал посчитать - на скольких изображениях событий конца XIX начала XX веков в число персонажей включаются музыканты духовых оркестров? Это вопрос отдельного исследования, но можно уверенно сказать, что, очень много. Во многих сюжетах кинохроники, картин или фотографий, показывающих большую массу народа, присутствует духовой оркестр или, хотя бы раструбы инструментов. И это подтверждение слов А. А. Берса:

«...Я не хочу сказать, что наш скромный кружок имел бы какое-либо непосредственное отношение к развитию музыки в России; между кружком и этим развитием никакой прямой связи и не могло существовать. Я только хотел сказать, что наследник цесаревич пристрастился к музыке нигде иначе, как в нашем кружке. Только благодаря нашему кружку и могла развиться в нем такая сильная любовь и интерес к музыке, а этого уже было вполне достаточно для того, чтобы всюду начали играть и петь. В корпусах, в гимназиях, на заводах и проч[ее] везде завелись собственные оркестры, везде встречали государя с музыкой и пением...»

Некоторое преувеличение значения роли «нашего кружка» в «развитии сильной любви и интереса к музыке» у императора Александра Александровича простительно Берсу. Но огромный рост интереса у представителей всех сословий российских граждан к исполнительскому искусству и игре в различных оркестрах, благодаря энтузиазму императора на этом поприще, находят подтверждение в разных источниках. Например, у Колокольцева: «...В обществе стала ощущаться необходимость в организации, помимо хора Наследника Цесаревича, еще других хоров любителей. И действительно, в 1879 году уже существует несколько хоров... Пример, поданный Наследником Цесаревичем, уделявшим этому делу лишь самую малую часть Своего досуга, разрешил вопрос, и общества любителей музыки получили распространение и завоевали себе известное положение...»

В настоящее время доступны документы, из которых можно почерпнуть сведения о самых различных Обществах Любителей игры на самых различных инструментах, в самых различных оркестрах и просто Обществах любителей музыки, существовавших в те времена и организованных позже в конце XIX и начале XX веков.

 

Перечисленные в письмах П. И. Чайковского эпизоды вместе с многочисленными прочими сведениями о всевозможной помощи и поддержке, оказанными Александром III выдающимся музыкантам, находят постоянные подтверждения в открывающихся современному читателю источниках.

Но, ведь существовали в очень большом количестве документальные свидетельства деятельности императора Александра Александровича на ниве российского музыкального искусства, что подтверждают, как фотографии Музея Придворного оркестра, так и инвентарные книги.

Напомню слова В. Кошелева из его книги, Санкт-Петербургский Музей музыкальных инструментов. Ранняя история:

«Право, грустно листать теперь не только инвентарь акустических приборов, в количестве 226 экземпляров, переданных весной 1925 года в Институт истории искусств тогдашним директором Ленинградской филармонии А. В. Оссовским, но и красивый фолиант с описаниями царских портретов, все страницы которого жирно перечеркнуты красным карандашом.» Неужели все, что было накоплено и сохранено, «жирно перечеркнуто красным карандашом»?

Выделенные мною слова: акустические приборы привлекают внимание, в связи с некоторыми последними исследованиями. Эрик Руфс прислал материалы, в которых рассказывает о Джулиусе Блоке (Julius Block) и записях игры на валторне императора Александра Александровича.



«   Пред. страница стр. 61 из 72 След. страница  »

   Новости  |   События  |   Статьи  |   Книга  |   Ссылки  |   О сайте  |   English

© Сайт "ТУБА В РОССИИ" - Алексей Чарыков, 1999-2024. Подробнее о сайте...
© Дизайн - Алексей Чарыков, Интернет-ателье РУЗАЙН (Rusign), 1999-2001.
Расположено на Русском узлеRambler's Top100

Rambler's Top100